Александр Слоневский: «Думаю, что новая книга будет своеобразным прорывом в изучении истории нашего края»

Поділитись:
WhatsApp
Viber

Как рассказал Александр Слоневский: об истории создания его книг можно написать отдельную книгу. Но о биографии этого человека, можно также написать целый роман, причем в нескольких томах, а местами даже детективный. Ведь интересные, насыщенные периоды его жизни – это выдающиеся факты не только для него самого, но и для истории нашего города и страны.

– Вы занялись краеведением во взрослом возрасте. А как проходило ваше детство? Были ли увлечения, которые подвигли к изучению родного края?

– Я начал публиковаться в возрасте около тридцати лет. Но, действительно, все идет из детства. У нас очень интересная семья. Один мой прадед по немецкой линии Павел Бухман, второй прадед Ян Кальвасинский – по польской линии. Он участвовал в строительстве металлургического завода, а позже работал там вальцовщиком в Проволочном цехе. 

Когда я был маленьким, мама и бабушка рассказывали историю дореволюционного Каменского, про Верхнюю и Нижнюю колонии, а также о тех трагических событиях, которые произошли в 1937-1938 годах. В то время практически вся мужская часть нашей семьи была расстреляна. И бабушка с мамой откровенно говорили о репрессиях, причем они не побоялись сохранить фотографии тех времен. У нас дома хранился фотоальбом, и я поименно знал всех родственников: бабушкиных братьев, ее мужа и его брата, её крестного, которых расстреляли. В общем, к 10-ти годам я узнал уже столько, что многие, наверное, не узнали никогда. 

Кроме того, мама и бабушка рассказывали о том, что происходило на самом деле во время немецкой оккупации, какие тогда были порядки и как немцы обходились с населением. Поэтому у меня был задел к краеведению, который впоследствии выплеснулся в написании статей, а в дальнейшем и книг. 

На фото: С мамой Ирмой и бабушкой Олей 

Фото 2

– Про отца вы ничего не рассказали

– У меня польские, немецкие и украинские корни. Отец моей матери – немец, а ее мать – полька. А у моего папы – Слоневского Юлия Стаховича – отец был поляком, а мать украинкой. Отец приехал в город в послевоенное время. Когда я изучал отцовскую историческую линию, узнал, что она указывает на дворянские корни. Правда, не хватает одного звена, чтобы доказать, что именно те Слоневские, данные о которых находили в архивах, действительно мои предки. 

Мой отец учился в фабрично-заводском училище, потом работал вальцовщиком на металлургическом заводе. Был руководителем Сортопрокатного цеха стана «350». Рабочие его называли «народный начальник цеха». Я об этом потом как-то написал, и это определение настолько понравилось людям, что и директора Волобуева начали называть «народный директор ДМК». 

На фото:  Матч за шахматную корону. 

Фото 3

– Кто был для вас в то время примером для подражания?

– Если говорить о семье, то это конечно отец. Он был коммунистом. Хотя зная историю нашей семьи, о том, что именно коммунисты и коммунистический режим сделали, я жил как бы в двух измерениях. Но при этом был уверен, что когда вырасту тоже стану членом партии.

В том возрасте я увлекался и сейчас продолжаю увлекаться музыкой The Beatles. И, конечно же, Джон Леннон и Пол Маккартни – кумиры на всю жизнь. Еще я в юношестве неплохо играл в футбол, восхищался тогда Владимиром Мунтяном, Олегом Блохиным из киевского «Динамо». 

На фото: Буги-вуги с подтанцовкой.

Фото 4  

– Сейчас чем-то увлекаетесь?

– Музыка Beatles всегда со мной и не потому, что это моя молодость. Уровень этих исполнителей гораздо выше, чем у многих других. Не зря же композиция Yesterday считается лучшей песней XX столетия. Если говорить о хобби, все мои увлечения связаны с краеведением. Я не могу назвать себя собирателем, но что-то купил, кто-то что-то подарил и в итоге, у меня дома одна комната превращена в музей. Я туда приглашал представителей городского музея, архива, библиотеки, проводил экскурсию, все были в восторге.

На фото: Домашний музей

– Расскажите о переломном, судьбоносном моменте в вашей жизни

– Судьбоносный момент связан с католическим храмом. Это был 1989 год. Я работал оператором прокатного стана, был членом партии. Меня даже выдвигала цеховая организация стать делегатом 27-го съезда компартии Украины. Перестройка на меня очень сильно повлияла, я считал, что нужно транслировать правду такой, какая она есть, впоследствии жизнь показала, что не всегда нужно это делать. В то время я начал писать в газетах о том, что на самом деле происходит в моем цеху. Не смотря на то, что я был на хорошем счету, награжден медалью «За трудовую доблесть», после этих статей у меня резко ухудшились отношения с руководством. Это впоследствии и послужило причиной того, что я рассчитался с работы. 

Судьбоносный момент произошел в 1989 году. Можно сказать, что это было самое настоящее чудо. В один из дней я проходил мимо костела. До этого я там ходил сотни раз, но будто впервые увидел это здание. Я увидел с одной стороны, мощь и красоту, а с другой – невероятную разруху. И тогда почувствовал, что именно я должен возродить это костел. Это было сильнейшее чувство. В то время вообще о религии в положительном плане не рекомендовалось писать, но статья «Дорога к храму или хроника одного варварства» в газете «Знамя Дзержинки» все же вышла и после этого, как говориться, пошло-поехало. Началась цепь невозможных, казалось бы, событий, но в результате все у нас получилось.

– Вас не останавливало то, что, возможно, будут негативные последствия? 

– То чувство, которое я испытал, которое «вошло», было настолько сильное, что уже ничего не останавливало. В этом году, мы отмечали тридцатилетие Независимости Украины. И по каждому году городской музей определил самое значимое событие в городе. В 1992 году самым главным событием была признана передача костела в руки возрожденной католической общины. Я горжусь, что приложил усилия к тому, чтобы это произошло.

Когда же мы вышли на этот путь, произошла первая месса под стенами костела. Потом начали приезжать священники для проведения служб. Некоторым нужно было даже преодолеть расстояние 800 километров. В марте 1992 года к нам приехал для проведения службы ксёндз Мартин Янкевич. Помню, что изначально он мне не понравился: был небольшого роста, имел густые «брежневские» брови, плохо говорил по-русски, рассказывал об израненных душах… Нам нужно было решать вопрос о возрождении здания, а отец Мартин говорил совсем не о том.

Он был назначен настоятелем костела. В 1994 году я рассчитался с завода, начал работать управляющим делами костела и по совместительству старостой общины. Это общение с отцом Мартином на меня очень сильно повлияло. Сейчас прошло уже 30 лет и могу сказать, что настолько удивительных людей не встречал в своей жизни. Благодаря ему я стал верующим человеком.

На фото: С первым настоятелем о. Мартином Янкевичем

– Сейчас ходите на службу?

– Я же говорю, что стал верующим, активным прихожанином нашего костела. И в религиозном и в общественном смысле. Предлагаю идеи. Например, в прошлом году по моей инициативе были проведены два больших мероприятия. 

Первое – рассказ «История костела в лицах» – повествование об истории храма через историю наших прихожан. Причем предки и потомки некоторых из них ходили и ходят сюда. И таких у нас несколько семей, в том числе и моя.

На фото: История Каменского костёла в лицах. Ведущая Марина Яцкова

Фото 6

Второе мероприятие – связанное с трагической судьбой священников, преследуемых советской властью. Было проведено масштабное мероприятие с участием костельного хора. Приезжал епископ-ординарий Павел Гончарук, который освятил установленную мемориальную доску в память о священнослужителях, пострадавших за веру и убеждения.

На фото: О священниках костёла, пострадавших за веру и убеждения

– Что сейчас, по вашему мнению, можно сделать для сохранения храма, как исторического наследия?
– Сейчас ситуация изменилась, по сравнению с первыми годами восстановления. Отцом Мартином был проведен невероятный объем работы. Все последующие настоятели также вносили свою лепту. Сейчас, например, проводятся работы по водоотведению, чтобы костёл не подтапливало. По периметру храма вырыта глубокая траншея до самого фундамента.

Именно эта траншея «сломала» один из мифов о том, что в костеле есть подземный ход. Никакого хода нет. Зная историю нашего храма и то, с каким трудом в царское время было получено разрешение на строительство, я изначально сомневался, чтобы католики рыли бы еще и подземный ход.

На фото: В поисках подземного хода в костёл.

Фото 7 

– Расскажите о ваших будущих творческих планах. Слышала, что вы написали книгу, которая ждет издания.

– Я не издаю книгу, потому, что нет спонсора, который был бы заинтересован в ее издании. Эта книга о селе Каменском. Она, возможно, имеет несколько шокирующее название «Село не тронутое культурой». Ранее основное внимание уделялось Верхней и Нижней колонии и Днепровскому заводу. Это очень интересно, но жизнь села всегда уходила на второй план.

Мне удалось найти материалы, связанные именно с селом. У нас считается, что село является колыбелью языка, культуры, традиций. Никаких возражений по этому поводу нет, но это лишь однобокое освещение, когда мы читаем только про рушники и вышиванки, а какой была жизнь реального села – не рассказывается. Когда я вник в найденные материалы, был в шоке. Действительно село было не тронутое культурой, а во многих отношениях там царило дикое бескультурье. Достаточно одного примера: каменские сельчане удобряли свои огороды человеческими экскрементами. Собирали их в бочки, а потом содержимое вываливали на поля. Стоял такой смрад, что однажды полицейские, придя для обследования, не смогли ничего сделать, потому, что потеряли сознание.

Кроме того, сельское общество выступало реакционной силой, отказываясь от каких-либо нововведений. Нужна пожарная часть – отказ, больница – отказ, провести дамбу, которая бы во время разлива Днепра предотвращала наводнение – снова отказ. И так далее. А законодательство было на стороне сельской общины в отличие от советской власти. В книге много говорится о православной и католической церквях Каменского.

Думаю, что новая книга будет своеобразным прорывом в изучении истории нашего края.

На фото: Презентация 2-го изд. Мартиролога Каменского-Днепродзержинска

Блицопрос

– Успех – это везение или работа над собой?
– И то, и другое. Но, в первую очередь, – работа над собой. Не зря же говорят, что победа достается сильнейшим.что победа достается сильнейшим.

– Самый странный комплимент в ваш адрес
– «С*ка помаранчевая!» Это было во время первого майдана, когда люди, поддерживающие эти идеи, ходили с оранжевыми ленточками. У меня ленточка была привязана к портфелю. Как-то я зашел в сберкассу, там стояли женщины пожилого возраста, спросил за кем очередь? Женщины повернулись, и одна из них громко говорит: «Вот с*ка помаранчевая пришла!» Я это расценил, как комплимент.

– Ваше положительное и отрицательное качество.
– Положительное – мягкая настойчивость. Если я ставлю перед собой цель, то делаю всё, чтобы ее осуществить. Как результат, вы можете видеть эти книги, статьи… У меня получилось воплотить в жизнь то, что многим нашим авторам не удается. Отрицательное качество, что я не умею спорить, если не до конца владею вопросом. После дискуссии могу прийти домой и думать, как мог бы сказать, что ответить. Еще я иногда бываю несдержанным.

– Что бы вы положили в «капсулу времени» 30 лет назад?
– Я бы положил какие-то материалы, связанные с первыми шагами по возрождению костёла Святого Николая.

– Идеальный отдых после тяжелого дня: прогулка по городу по любимым местам или дома за чашечкой чая?
– Выберу тихий домашний отдых. Если есть интересная передача по телевидению, то с удовольствием ее посмотрю. 

СПРАВКА

Александр Юльевич Слоневский – член Национального общества краеведов Украины. Является одним из организаторов городского краеведческого объединения «Каменское-Днепродзержинск». Опубликовал сотни краеведческих и публицистических работ в местной, областной, республиканской и зарубежной прессе. Является автором и соавтором семнадцати оригинальных и переизданных книг, помимо сборников и альманахов. Написал две книги в жанре художественная проза.

Его книга «Четыре поколения или Исповедь за усопших», написанная совместно с мамой Ирмой Слоневской-Бухман, стала в 2014 году лауреатом городской премии в области культуры, искусства и литературы. В 2019 году Александр Слоневский стал победителем конкурса «Кам’янське мистецьке перевесло» с исторической повестью «Эльна».

Беседовала Анна Тимошенко
 

13.09.2021
Категорія: Інтерв'ю
Теґи: Александр Слоневский