Дмитрий Конельский: «Из любого района города можно уехать»

В конце января перевозчик «Интерспецмаркет» отказался обслуживать 8 городских маршрутов (№№ 20, 21, 30, 18-А, 23-Е, 9, Верхние и Нижние сады). Несмотря на это, транспортная сеть города не рухнула и коллапса не произошло. И это есть хорошо. Однако нарекания на работу общественного транспорта среди жителей города все же есть. Не увидеть и не услышать их может только слепой и глухой или тот, кто этим транспортом никогда не пользуется. В основном, люди недовольны графиками движения, перегрузом автобусов, их техническим состоянием. Изменится ли ситуация?

Как удалось избежать коллапса сегодня и как видят ситуацию по внутригородским перевозкам с высоты правления транспорта, рассказал, ответив на вопросы журналиста, руководитель структуры Дмитрий Конельский.

— Как удалось разгрузить пассажиропоток по маршрутам, от которых отказались, и какова ситуация на сегодняшний день?

— Кроме тех маршрутов, от которых перевозчик отказался, все остальные как ездили, так и ездят. По 14-му маршруту были пущены 4 автобуса большой вместимости от КП «Трамвай», что позволило распределить пассажиропоток, который пользовался 30-м маршрутом. 30-й маршрут был важен тем, что он идет по Сыровца, и 14-й его разгрузил. «ПАЗ» с 14-го поехал по маршруту 23-Е на Шестую сотню, Карнауховку, 9-й маршрут в поселок Светлое тоже взял на себя КП «Трамвай». Верхние и Нижние сады — это сезонный маршрут. Я уже говорил с садоводами, возможно, они заключат договор на специальный регулярный рейс, как это сделала 8-я горбольница. По маршрутам №20 и №30, на сегодняшний день, никто не ездит, 20-ку не удалось ничем перекрыть. Думаем. Когда не работал ДМК, перевозчики переориентировались с ДМК на вокзал, поэтому на площадь они теперь приезжают загруженными. Думаю, следующим будет запускаться маршрут №20, возможно, и 18-А пустим до ДМК — это то, что в ближайшее время. Все остальные маршруты работают без изменений, количество транспорта не уменьшилось.

— На какие маршруты больше всего нареканий?

— Нареканий у нас как таковых нет, жалобы, в основном, приходят на ЕДС. Так, чтобы выделить, что на какой-то маршрут их больше, не скажу. Вот из свежих, например, на 29-й: «Стоим 40 минут с 7 часов утра — автобуса нет». Смотрим: в 7.15 был, значит, неправда. На 6-ку: «В 13.30 проехал мимо, не забрал людей». Насколько это соответствует, нужно проверять. На 24-й маршрут люди просят большие автобусы, жалуются, что «Руты», которые сейчас там ходят, списаны в каком-то городе как катафалки. Ну где же используют катафалки без задних дверей? Как туда заносить гроб? Показывали им паспорта, что это пассажирские автобусы. Проехал по маршруту — большому автобусу там не развернуться, по Железняка, улочкам ему не проехать. Ездил на 3-А и 12-м, по которым были жалобы на состояние транспорта, ну, да видно, что автобусы далеко не новые, но внутри чисто, сиденья нормальные. Есть обращения, что водитель сдачу не отдал, и по мелочи, а сказать, что, прям, какой-то один маршрут проблемный, то нет. Из любого района города уехать можно. Я тоже не всегда машиной езжу, мне на 8.00 на работу. Если выйду в полвосьмого, могу опоздать. У нас все как-то хотят выйти за 15 минут до работы и успеть, а выйди раньше на 15 минут, и успеешь, я так сейчас делаю сам.

— 8-й, 3-А?

— 3-А нормально ходит. Единственное, что сокращают количество машин в выходные. Сейчас мы с ним работаем над этим. В воскресенье по этому маршруту ходит 1 машина, плюс добавляется еще одна единица. Для воскресного дня этого хватает, а в будний день по 3-А ходит 4 машины. На круг 13 км этого вполне достаточно. 8-ка все нормально, вопросов нет.

— Раньше ходили чаще…

— Все упирается в тариф. Раньше, например, по 3-А их ездило 6 или 7.

— По графикам движения. Чья обязанность на остановках устанавливать щиты с расписанием?

— Сейчас щитов нет, есть табло, все маршруты заведены на них. Мы к остановкам вообще отношения не имеем. Требовать разместить расписание в автобусе — да, это наше. По остановкам, возможно, это вопрос к департаменту ЖКХ и тем, кто их обслуживает.

— По техническому состоянию автобусов Каменского что можно сказать?

— Каждый автобус каждое утро проходит предрейсовый осмотр механиком. Если техническое состояние соответствует нормам, его выпускают на линию. Мы автобусы не проверяем. Это работа полиции и «Укртрансбезпеки».

— Будет ли что-то меняться?

— Есть мнение власти и мэра создавать и развивать коммунальный транспорт. Мое мнение тоже такое: городской транспорт должен быть свой, чтобы не зависеть от коммерсантов и легче им управлять. Пока первоочередная задача — перекрыть маршруты, от которых отказались. Конечно, будем смотреть и всю сеть нужно переделывать и перестраивать. У нас много маршрутов, которые дублируют друг друга и трамвай. Возможно, некоторые будем убирать. Приходили люди с расчетами по электронному билету. Но сначала в это нужно очень серьезно вложиться. Я информацию на рассмотрение подготовил, все равно мы рано или поздно к этому придем. Это налоги в бюджет и прозрачность.

— На базе какого предприятия планируют создать коммунального перевозчика?

— Пока неизвестно, но думаю, что на базе КАТП. Они же раньше занимались перевозками. Есть база, боксы, люди, диспетчерская, большая территория. Нужен только сам транспорт.

— Автобусы планируется приобретать или брать в аренду?

— Пока все на стадии изучения и подобные решения не мой уровень. Не исключено даже, что это будут не автобусы, а электробусы. Это экономно и экологично. С предложениями уже приходили, обещали, если электробусы город купит, бонусом будут электрозаправки.

— Можно ли сказать, что управление транспорта в заложниках у перевозчиков?

— Ну, сказать, что они диктуют, то нет. Ну, отказались, ну, поставили в ситуацию, но она не критична. Из любой точки города все равно уехать можно.

— Пассажиропоток институт уже подсчитал?

— Данные, ранее передаваемые нам перевозчиками, подтвердилось. Разница, конечно, есть, где-то перекосы в большую сторону, где-то в меньшую, но приблизительно все соответствует.

— Эти данные позволят говорить о необходимости снизить или увеличить стоимость проезда?

— Да, но мы запросили более расширенное заключение. Мы эти данные будем использовать, когда будем формировать новую транспортную сеть. А ее мы менять будем.

— Почему перевозчики отказались от компенсаций по льготам и сколько льготников за рейс они везти обязаны по закону?

— На сегодняшний день в городе 77 000 льготников. В 2016 году перевозчики обратились с письмами о компенсации убытков. Были выделены деньги, но для того, чтобы их получить, нужно было заключить договор с соцзащитой. В результате, они отказались. Наверное, понятно, почему — нужно выходить из тени: если ты возьмешь бюджетные деньги, к тебе придет проверка, а она проверит не только их расходование, но и все остальное. Наверное, поэтому и не захотели.

37 статья Закона об автомобильном транспорте гласит, что перевозчик обязан осуществлять льготные перевозки пассажиров. Но в этой же статье написано, что виды и объемы перевозок устанавливаются заказом, в котором определяется порядок компенсации перевозчикам. Было собрание в году 2015-м, а может, и раньше, на котором совет директоров перевозчиков решил, что если нет компенсации, мы за свой счет возим по два человека в рейс.

— Насколько подобное решение законно?

— Это не законно. Они должны возить, а город компенсировать. С другой стороны, лучше 2, чем ни одного. Например, в истории с АТОшником: он зашел пятым, хотя по закону они должны всех везти, но при этом же получать компенсацию.

— Повышения стоимости проезда не избежать?

— Ну, мы все через заправки ездим и видим цены. Показатель, который заложен сегодня в тариф (топливо), — 21 гривна, сейчас 27, а через месяц будет 30. Минималка заложена в размере 1600 гривен, сейчас она 3700, а с апреля — 4000+.Если раньше были перевозчики, которые имели 3-5 автобусов и они могли зайти, то сейчас нужно иметь 100 автобусов, чтобы как-то держаться на плаву. Половина автобусов, например, у «Юник» арендованы. Люди от него разбегаются. Водитель, который сейчас садится на маршрут, меньше чем за 500 грн. в день работать не будет. Вроде кажется, что это много, но если учесть, что работают они с 5 утра и до ночи, а работа посменная, то это где-то 7500 – 8000 в месяц. Вроде бы и неплохо, но и работка, когда люди матерят и весь день за рулем, непростая.

Беседовал Денис Кравец